8 (495) 142-67-02

Пару слов о «захламлённом» внешнем виде основного американского среднего танка «Шерман» (англ. M4 Sherman).

Пару слов о «захламлённом» внешнем виде основного американского среднего танка «Шерман» (англ. M4 Sherman).

Пару слов о «захламлённом» внешнем виде основного американского среднего танка «Шерман» (англ. M4 Sherman).

На многих фотографиях времён второй мировой войны, эти танки выглядят как чердак старого дома – был такой персонаж в литературе – Плюшкин, или Коробочка J. На броне помимо шанцевого инструмента (вполне логичного), пары запасных катков и дополнительных траков мы видим строй и пило материалы, канистры, мешки с песком, арматуру, наваренную вдоль корпуса и штырьками (превращая танк в колючую проволоку), каски, ящики с провизией и амуницией. Если последнее так же ещё можно объяснить, то всё остальное вызывает вопросы и ироничные улыбки. Однако всё недоумение и юмор пропадает, после цифр из книги Белтона Купера «Смертельная ловушка» - 3-я танковая дивизия потеряла 1348 «Шерманов» из них 648 безвозвратных и это только за 10 месяцев сражений за Европу. Причиной таких потерь были недооценка противника по количеству и качеству тяжёлой техники и самоуверенность в своих силах после довольно успешных действий в Северной Африке и в войне с Японцами.

У «Шермана» сразу обозначились две основные проблемы: слабое бронирование, маломощное орудие. Разработать и установить более мощную пушку, дело не простое и не быстрое, но нарастить броню, это всегда пожалуйста.

В ход пошли все возможные способы, от мешков с песком, высокомарочного цемента, до личных вещей экипажа. Помимо этого, на многих танках, впереди трансмиссии устанавливали импровизированные тараны. Ими пробивали невысокие каменные изгороди, разделяющие земельные участки. В противном случае «Шерману», чтобы их преодолеть, приходилось наезжать на неё и проламывать собственным весом. В этот момент, нос машины задирался и подставлял под обстрел слабо защищённое днище корпуса - 13-25 мм.

Против магнитных мин, крепили на борта доски, делали деревянные экраны вдоль ходовой, такую импровизированную опалубку заливали цементом. Приваривали штыри арматуры в районе люков и в слабых местах корпуса, из-за чего танк становился похожим на дикобраза. Эти приёмы, американские танкисты начали применять ещё на Тихо Океанском фронте. В Европе добавили Сетки от кумулятивных зарядов, крепили на борта больше брёвен в надежде на рикошет, наваривали дополнительную броню - срезанные броне плиты с любых подбитых танков. Делали металлический каркас и забивали его мешками с песком, канистрами, ящиками с любым наполнителем. Часто встречались машины, чуть ли не полностью обвешанные траками, трофейными в том числе.

Известно, что такой «обвес» сильно снижал проходимость и манёвренность танка, давал дополнительную нагрузку на трансмиссию, изнашивал подвеску.

По этим и не только причинам, генерал армии США Джордж Паттон был резко против такой модернизации. Часть танков привели в надлежащий порядок, но окончательно победить суеверия танковых экипажей и их желание дополнительно защитить себя так и не удалось.

Насколько была эффективна такая дополнительная защита, данных не нашёл. Пишут, что от магнитных мин это вполне работало, средне защищало от фаустпатрона и никак не помогало от фашистского кошачьего семейства.

Будем рады, любой дополнительной информации по этому вопросу.

Возврат к списку